@@ alpha-customs.com

Новости

Сильные стороны слабого рубля

Именно сейчас планируют начать свое дело в России некоторые компании из Европы, сообщил генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф. И рассказал, что их привлекает в нашей стране, как в этом году будет развиваться сотрудничество с Евросоюзом
Господин Шауфф, как вы оцениваете ситуацию в экономике? Она дает возможность развиваться бизнес-сотрудничеству?
Франк Шауфф: Экономические показатели России выглядят лучше, чем в 2008-2009 годах и тем более в 1998 году. Но мы не знаем, когда эта проблемная ситуация закончится. Санкции могут быть отменены совсем скоро, а могут остаться надолго. Мы знаем, что срок действия европейских санкций истекает в июле, но американские могут остаться и после их отмены. Слишком много неизвестных факторов должны сыграть свою роль в Европе, России, США, Украине. Вот эта неопределенность очень вредит всему бизнесу, хотя санкции прямо затрагивают небольшую часть европейских компаний, работающих в России.
Так ждать роста инвестиций?
Франк Шауфф: Для европейских предпринимателей Россия остается привлекательным рынком, но риски кажутся им высокими.
Это сильно сказывается на настроении инвесторов. Поэтому компании, которые еще недавно хотели увеличить свои инвестиции в России, не будут этого делать или будут дольше выжидать, прежде чем на это решиться.
С другой стороны, в прошлом году рубль по отношению к евро ослаб почти на 50 процентов, что делает приход на российский рынок и приобретение здесь активов особенно выгодным. Недвижимость, предприятия - все это в России стало стоить сравнительно дешево. Некоторые европейские компании, которых не затронули санкции, именно сейчас думают начинать бизнес в России. Но очевидно, что в целом в 2015 году Россию ждет спад инвестиций.
Но не до нуля, как некоторые говорят?
Франк Шауфф: Нет, конечно.
А что будет с торговлей?
Франк Шауфф: Девальвация рубля ослабила конкурентоспособность товаров из Европы, а поставки ряда товаров в Россию оказались под запретом.
Одновременно замедлился рост потребительского спроса в России. Отсюда снижение товарооборота с ЕС, который для некоторых стран оказался очень значительным.
Например, экспорт из Германии упал на 20 процентов. Думаю, эта тенденция в 2015 году продолжится.
Но спад может приостановиться?
Франк Шауфф: Это возможно, но определенно трудно сказать. В декабре, например, был всплеск спроса на товары длительного пользования, особенно на автомобили. Но вероятно, что за этим последует существенный спад потребительской активности.
По оценке членов нашей ассоциации, санкции со стороны ЕС не играют большой роли в уменьшении товарооборота. Главное - это курс рубля, уже в 2013 году европейские поставщики ощутили на себе его снижение. И, конечно, на торговлю влияют ответные меры России.
Как быстро импортеры смогут восстановить свое присутствие на нашем рынке, когда эмбарго на продукты из ЕС будет отменено?
Франк Шауфф: Думаю, прежние ниши европейское продовольствие смогло бы занять только через два-три года.
Рынки капитала ЕС закрыты для нашего бизнеса. А европейские компании, работающие в России, по-прежнему пользуются дешевыми кредитами?
Франк Шауфф: Европейские компании в России тоже страдают от этих ограничений. Формально на них запреты не распространяются, но банки стали высоко оценивать политические риски проектов в России. Поэтому финансирование таких проектов даже для европейских компаний сейчас очень затруднено, а для некоторых - невозможно. Впрочем, у многих компаний есть собственные ресурсы, для них это не проблема.
Сказались ли все эти проблемы на отношениях вашей ассоциации с российской властью?
Франк Шауфф: На коммуникации с российскими властями я, честно говоря, не могу жаловаться, все возможности для этого остаются открытыми, и мы ими пользуемся.
У нас хорошие отношения с федеральными и региональными властями, с Евразийской экономической комиссией. Например, в конце прошлого года у меня были встречи с двумя министрами ЕЭК, с главой Федеральной антимонопольной службы. В октябре перед членами Ассоциации европейского бизнеса выступал министр иностранных дел господин Лавров, а в ноябре мы принимали бизнес-омбудсмена господина Титова.
Губернаторы проводят презентации инвестиционных возможностей своих регионов для нашей ассоциации. И в начале февраля при поддержке правительства Татарстана мы проведем в Казани I Международный форум автомобилестроения.
Для нас все это очень важно, и мне кажется, что власти заинтересованы в том, чтобы европейские компании продолжали работать в России. И, должен отметить, что с европейской стороны нас за это не критикуют, потому что понимают, что взаимодействие с российскими властями нам необходимо.
Как европейский бизнес относится к созданию Евразийского экономического союза, который начал действовать с 1 января?
Франк Шауфф: Мы за этот интеграционный процесс. По опыту Евросоюза видим, что это рациональный шаг, который поможет экономике. Как я уже сказал, у нас тесные отношения с Евразийской экономической комиссией, особенно по вопросам общей таможенной политики, технического регулирования.
К таможне у бизнеса было немало нареканий...
Франк Шауфф: За последние несколько лет мы видели много улучшений в работе российской таможни. Но и сделать много еще предстоит, и мы ведем активный диалог с целью оптимизации таможенных процедур.
Есть движение вперед, а есть шаги, которые не способствуют комфортной работе в России. Например, в 2013 году был введен запрет на въезд в Россию для иностранцев, дважды совершивших административное правонарушение в течение трех лет. Вот эта норма серьезно осложнила жизнь представителям европейских компаний, не только им, но и членам их семей.
Все, конечно, стараются избегать получения штрафов. Но в Москве, например, очень просто схлопотать штраф за неправильную парковку. По-моему, запрет на въезд за два таких случая - это несправедливо. Оплатил штраф, и все - история закончена. Должна быть какая-то дифференциация, есть же гораздо более серьезные проступки.

Российская газета

@@

Перейти к странице новостей